В Индии состоялась первая конференция под эгидой института «Ум и жизнь»
23-11-2010, 18:54 | Напечатать

Участники предыдущих конференций сосредотачивали свое внимание на исследовании позитивного влияния буддийских созерцательных практик. Двадцать вторая конференция, состоявшаяся с 20 по 23 ноября в India Habitat Center в Нью-Дели, стала воплощением желания Его Святейшества Далай-ламы, высказавшегося в пользу проведения новой встречи в азиатской стране, предпочтительно в Индии с ее богатейшими философскими традициями, а также созерцательными практиками, существовавшими здесь с древних времен.
По замыслу организаторов, диалог в Нью-Дели, озаглавленный как «Наука о созерцании: научное исследование результатов созерцательных практик на биологию и поведение человека», должен способствовать дальнейшему расширению тематики исследований института «Ум и жизнь» с привлечением практикующих Веданту и джайнизм. По словам Виджаялакшми Равиндраната, председателя Центра нейронауки Индийского научного института в Бангалоре и основателя Государственного центра по исследованию мозга, проведение подобных встреч в Индии, стране с богатыми традициями науки созерцания, непременно поможет нейробиологам найти ответы на ключевые вопросы в области функционирования мозга. Обращаясь к Его Святейшеству Далай-ламе, Виджаялакшми Равиндраната отметила колоссальный интерес индийских ученых к диалогу с практикующими духовные учения.
Выступая на первой сессии конференции «Ум и жизнь», Его Святейшество Далай-лама отметил, что не считает науку «убийцей религии», добавив, что представители философских традиций древней Индии, включая ученых буддийского Университета Наланда, подчеркивали важность исследования и логического анализа реальности. Такой подход, равно как и подход современной науки, требует определенной доли скептицизма, а также готовности к беспристрастному исследованию для определения того, что действительно приносит пользу людям в долговременной перспективе. «Исследуйте реальность, такое исследование не представляет никакой опасности для религии», − добавил он.

На первой сессии Свами Атмаприя-ананда, вице-канцлер Миссии Рамакришны в Университете Вивекананды, одновременно являющийся физиком и практикующим систему Адвайта Веданта, и Туптен Джинпа, главный переводчик Его Святейшества Далай-ламы на английский язык и ученый-буддолог, представили вниманию ученых краткое изложение основных положений индуизма и буддизма. В своих выступлениях Свами Атмаприя-ананда и Туптен Джинпа обсудили предлагаемую в их традициях систему более глубокого постижения реальности в контексте созерцательных практик. Они остановились на сходстве и различиях в изложении таких тем, как природа ума и тела, а также техниках достижения внутренней трансформации. В качестве основных буддийских текстов Туптен Джинпа назвал труды философов Университета Наланда, таких как Нагарджуна, Дигнага, Дхармакирти, Васубандху, Шантидева и т.д.
Доктор Ричард Дэвидсон, директор Центра исследования здорового ума в Висконсинском университете в Мэдисоне, в своем докладе, посвященном научным исследованиям природы созерцательных практик, рассказал о позитивном влиянии сострадания на состояние мозга опытных практикующих, которое, в частности, находит отражение в повышении внимания и осознанности. Он отметил, что начинающие практикующие демонстрируют гораздо больше беспокойства в ожидании страдания и боли, нежели опытные практикующие.
Третья сессия 22 ноября была посвящена научному осмыслению практик Адвайты Веданты. В своем изложении духовного пути практикующего Адвайта Веданту Свами Атмаприя-ананда изложил этапы процесса внутреннего очищения, который ведет к «преодолению чар ложного восприятия реальности», позволяющего прийти к ананде, или чистому блаженству.
Комментируя разъясненную Свами Атмаприя-анандой концепцию слияния «малого эго» с «большим эго», как это понимается в Адвайта Веданте, Его Святейшество Далай-лама назвал акт слияния «деконструкцией самости». Он привел аналогию с христианской практикой полного вверения себя Богу-творцу. Есть также и более светские техники смирения гордыни, сказал он. Все это разные методы, применяемые в различных традициях, которые в конечном итоге дают одинаковый результат.

Его Святейшество подчеркнул, что наука до последнего времени уделяла больше внимания исследованию явлений внешнего порядка в отличие от восточных традиций, которые веками исследовали внутренний мир человека. Необходимо тесное сотрудничество между учеными и последователями созерцательных практик, если мы хотим добиться полноты научного знания, добавил Далай-лама.
Матье Рикар, буддийский монах и французский переводчик Его Святейшества Далай-ламы, отметил, что описанное Свами Атмаприя-анандой «преодоление чар ложного восприятия реальности», аналогично процессу очищения ума от искаженных концепций в буддизме. Деконструкция реальности, воздвигнутой ложными концепциями, ведет к чистому осознаванию.
На четвертой сессии Его Святейшество обсудил основополагающие практики йоги и джайнизма с Муни Махендрой Кумаром, разносторонним философом-джайном, изучавшим физику, математику, биологию, философию, психологию, парапсихологию, историю и медитацию, и владеющим множеством языков. Изложив основные моменты созерцательных практик джайнизма, Муши Махендра Кумар также представил некоторые эмпирические доказательства позитивного влияния выполнения медитации «прекша» (искусство жизни), которая в настоящее время применяется в 10 тысячах школ Индии, на эмоциональное, ментальное и физическое развитие личности. Он призвал к формированию новой глобальной системы образования, в рамках которой ребенок получал бы не только навыки, способствующие получению профессии и продвижению по карьерной лестнице, но и проходил подготовку к полноценной жизни в человеческом обществе.
Ширли Теллз, глава Индийского совета Медицинского центра углубленных исследований йоги и нейрофизиологии в Бангалоре, представила доклад о физиологии медитации, изложив результаты 17-летнего исследования применения йоги для улучшения ментального и физического здоровья пациентов лечебных учреждений. Как показало исследование, применение пяти видов медитации (четыре были заимствованы из йоги, один из Випассаны) ведет к пяти формам снижения физической активности, в том числе кровяного давления, частоты сердцебиения метаболизма. По словам исследователя, это, однако, не отражается на трудоспособности практикующего. Ширли Теллз также описала влияние медитации «дхьяна» и «дхарана» по системе йога-сутр Патанджали на внимание и память. Исследования проводились и среди пациентов с диагнозом шизофрения, использующих медитацию в терапевтических целях.
В своей презентации, посвященной подходам, используемым в созерцательных практиках Веданты специалист по клиническим исследованиям Х.Р. Нагендра говорил о самадхи, том уровне, на котором медитирующий, объект медитации и процесс медитации сливаются и становятся единым целым.
Комментируя доклад доктора Нагендры, Его Святейшество отметил, что в буддийских текстах по медитации описывают девять этапов.
Выступая с комментарием к докладам, Раджеш Кастуриранган, доцент Национального института перспективных научных исследований в Бангалоре, защитивший диссертацию по когнитивной науке в Мадрасском технологическом институте, сказал о необходимости объединения философской и теоретической базы накопленных знаний восточной и западной традиций с целью исследования возможностей для дальнейших совместных исследований. По его словам возможно появление новой научной дисциплины, которую можно было бы назвать «наукой о природе человека» или изучением благополучия людей. В современном мире от благополучия людей зависит решение многих насущных проблем, таких как образование или изменения климата. Можно было бы способствовать решению этих вопросов, отбирая лучшие теоретические идеи и перспективные научные разработки. Перефразируя слова Бертрана Рассела о несовместимости Платона и математики, он сказал, что, возможно, нет противоречия между Нагарждуной и нейробиологией.