Его Святейшество Далай-лама на калмыцкой земле
10-05-2010, 19:57 | Напечатать
С 25 по 30 июля находился в Калмыкии высокий гость — Его Святейшество Далай-лама. Нынешний визит в Советский Союз — четвертый. Нашу республику он посетил впервые.
Цель его визита в Советский Союз исключительно духовная, связана с 250-летием буддизма в России. Празднование этого знаменательного события прошло в Бурятии.
В Элисте Его Святейшество Далай-лама провел три богослужения на ипподроме, посетил Калмыцкий хурул, освятил место строительства будущего буддийского храма, встретился с общественностью столицы.
Просветление на лицах и в сердцах, — именно так можно назвать то состояние, которое охватило всех нас с того момента, когда Его Святейшество Далай-лама ступил с трапа самолета на нашу калмыцкую землю. Здесь ЕГО встречали многочисленной и восторженной толпой. Небольшой столичный аэропорт наполнился радостью людей, их теплотой и улыбками.
К НЕМУ протягивали руки, старались прикоснуться, и как бы отдавали свои души. С ЕГО именем связывали надежду на светлое будущее, на возрождение невосполнимых утрат, которые понес народ, некогда исповедовавший буддизм, на своем долгом историческом пути.
Уже на следующий день с раннего утра великий миротворец и носитель учения Будды обратился к собравшимся мирянам со словами молитвы, благословения и лучших благопожеланий. ОН начал разъяснять свою первую проповедь. О человеке, способном совершенствовать себя. О человечестве, творящем мир и созидание, тем самым продлевающим свой срок на земле и очищающим жизненное пространство для будущих своих потомков. ЕГО слушали с вниманием и повиновением, хотя порой степной ветер звуки голоса уносил далеко в просторы… ЕМУ верили и вбирали в себя каждое слово, хотя многое было непонятно и слышалось в первый раз… Стариков, детей, женщин, совсем юных, доверчиво обращенных к НЕМУ лицами, было так много, что размещались уже прямо на траве а ногами упирались в ту черту, которая отделяла их от ЕГО Святейшества. За ней ОН восседал на возвышении в окружении свиты и буддийских икон. Он был, казалось, так близок и в то же время далек. Всепонимающ, прост, снисходителен и так загадочен и недосягаем. ОН многое нам, простым мирянам, оторванным на протяжении многих десятилетий от истоков своей культуры, основанной на учении Будды, утратившим даже меру почтительности к лицам высокого духовного сана, прощал. ОН все понимал и вместе с нами удивлялся и радовался тому, как мы пытались постичь себя и человеческие ценности, лежащие в основе буддизма. Может поэтому на ЕГО лице часто появлялась улыбка. ОН понимал, что за три дня богослужений были сделаны пока только первые шаги к добру, свету, взаимопониманию, подъему человеческого духа. Казалось, ОН говорит невозможное. Нам, простым мирянам, ЕГО заповеди воспринимать было трудно. Ведь мы кровью и плотью вросли в эту обыденную жизнь, где так много лжи и зла, где богатство становится основной ценностью, а имущество — мерой твоей состоятельности на земле, лицемерие — единственным средством успеха, хорошая одежда — признаком достатка, деловитости и …- даже достоинства.
«Все страсти и желания прекращаются со вступлением на путь, который слагается из истинных воззрений, истинных стремлений, правдивости, доброты, поведения, честного способа добывания средств к существованию, истинных страданий, верной памяти и самоуглубления, — проповедовал нам Далай-лама.
… На встречу с Его Святейшеством приехало много стариков с самых отдалённых уголков республики. Их загорелые темные лица, прорезанные глубокими морщинами, вобрали в себя память о трагической судьбе калмыков, о том времени, когда их лишали вековых заповедей, передававшихся из поколения в поколение. Все это время они молча хранили в своих тайниках иконы, священные барабаны, колокольчики, эрке… Они неистово молились и выплескивали накопившееся, и просили Далай-ламу словами молитвы успокоить души безвинно умерших в годы войн и репрессий. Они просили не для себя, для каждого из нас, для будущих потомков… Молодым было труднее. Их руки были пусты. Их память почти ничего не сохранила. Может поэтому они дикой толпой, сметая все на своем пути, устремлялись за предметами, освященными божественной рукой Его Святейшества
И тем не менее. «Моя душа в блаженстве, — сказал на встрече с общественностью столицы Далай-лама. - Впечатления незабываемые. Я испытываю глубокое уважение к вашему народу и непомерно большое счастье от встречи с ним.
Душа радуется от того, что калмыки, несмотря на огромные потери, сохранили веру в буддизм. Главное теперь — не только слепое повиновение религии и строительство хурула, а очищение души и служение народу.
Нам всем сегодня не хватает доброты. А человек должен быть таким с начала своего рождения. Мир сложен и противоречив. Быстрые темпы экономического развития и технического прогресса зачастую разрушают природу, губительно действуют на сознание человека. Что останется потом? — этот вопрос должен волновать каждого из нас.
Все люди равны, независимо от национальности и вероисповедания. Разница лишь в той мере испытаний, выпавших на долю человека, народа, человечества. Чистая душа и добрые деяния всегда вас приведут к счастью”.
… Когда-то Н. Рерих в одном из своих повествований “Древние источники” задался вопросом: «В чем истина веков — в законах и приказах или в пословицах и сказках? Во первых — воля напряжена, а во вторых — чеканка мудрости”. Проповеди Его Святейшества Далай-ламы нам еще раз показали, все, что накоплено человечеством, его опыт и мудрость никогда “не бывают разрушительными, не несут зла. Так пусть же навсегда останется зародившееся в нас стремление к познанию своей веры, культуры, к полезному и благородному труду! Пусть во всем мы избавимся от лишних слов и формальностей, и все от мала до велика будем жить и работать не за страх, а за радость!
Г. Тарлина,
Элистинские новости,
1991, 3 августа, № 31.
Цель его визита в Советский Союз исключительно духовная, связана с 250-летием буддизма в России. Празднование этого знаменательного события прошло в Бурятии.
В Элисте Его Святейшество Далай-лама провел три богослужения на ипподроме, посетил Калмыцкий хурул, освятил место строительства будущего буддийского храма, встретился с общественностью столицы.
Просветление на лицах и в сердцах, — именно так можно назвать то состояние, которое охватило всех нас с того момента, когда Его Святейшество Далай-лама ступил с трапа самолета на нашу калмыцкую землю. Здесь ЕГО встречали многочисленной и восторженной толпой. Небольшой столичный аэропорт наполнился радостью людей, их теплотой и улыбками.
К НЕМУ протягивали руки, старались прикоснуться, и как бы отдавали свои души. С ЕГО именем связывали надежду на светлое будущее, на возрождение невосполнимых утрат, которые понес народ, некогда исповедовавший буддизм, на своем долгом историческом пути.
Уже на следующий день с раннего утра великий миротворец и носитель учения Будды обратился к собравшимся мирянам со словами молитвы, благословения и лучших благопожеланий. ОН начал разъяснять свою первую проповедь. О человеке, способном совершенствовать себя. О человечестве, творящем мир и созидание, тем самым продлевающим свой срок на земле и очищающим жизненное пространство для будущих своих потомков. ЕГО слушали с вниманием и повиновением, хотя порой степной ветер звуки голоса уносил далеко в просторы… ЕМУ верили и вбирали в себя каждое слово, хотя многое было непонятно и слышалось в первый раз… Стариков, детей, женщин, совсем юных, доверчиво обращенных к НЕМУ лицами, было так много, что размещались уже прямо на траве а ногами упирались в ту черту, которая отделяла их от ЕГО Святейшества. За ней ОН восседал на возвышении в окружении свиты и буддийских икон. Он был, казалось, так близок и в то же время далек. Всепонимающ, прост, снисходителен и так загадочен и недосягаем. ОН многое нам, простым мирянам, оторванным на протяжении многих десятилетий от истоков своей культуры, основанной на учении Будды, утратившим даже меру почтительности к лицам высокого духовного сана, прощал. ОН все понимал и вместе с нами удивлялся и радовался тому, как мы пытались постичь себя и человеческие ценности, лежащие в основе буддизма. Может поэтому на ЕГО лице часто появлялась улыбка. ОН понимал, что за три дня богослужений были сделаны пока только первые шаги к добру, свету, взаимопониманию, подъему человеческого духа. Казалось, ОН говорит невозможное. Нам, простым мирянам, ЕГО заповеди воспринимать было трудно. Ведь мы кровью и плотью вросли в эту обыденную жизнь, где так много лжи и зла, где богатство становится основной ценностью, а имущество — мерой твоей состоятельности на земле, лицемерие — единственным средством успеха, хорошая одежда — признаком достатка, деловитости и …- даже достоинства.
«Все страсти и желания прекращаются со вступлением на путь, который слагается из истинных воззрений, истинных стремлений, правдивости, доброты, поведения, честного способа добывания средств к существованию, истинных страданий, верной памяти и самоуглубления, — проповедовал нам Далай-лама.
… На встречу с Его Святейшеством приехало много стариков с самых отдалённых уголков республики. Их загорелые темные лица, прорезанные глубокими морщинами, вобрали в себя память о трагической судьбе калмыков, о том времени, когда их лишали вековых заповедей, передававшихся из поколения в поколение. Все это время они молча хранили в своих тайниках иконы, священные барабаны, колокольчики, эрке… Они неистово молились и выплескивали накопившееся, и просили Далай-ламу словами молитвы успокоить души безвинно умерших в годы войн и репрессий. Они просили не для себя, для каждого из нас, для будущих потомков… Молодым было труднее. Их руки были пусты. Их память почти ничего не сохранила. Может поэтому они дикой толпой, сметая все на своем пути, устремлялись за предметами, освященными божественной рукой Его Святейшества
И тем не менее. «Моя душа в блаженстве, — сказал на встрече с общественностью столицы Далай-лама. - Впечатления незабываемые. Я испытываю глубокое уважение к вашему народу и непомерно большое счастье от встречи с ним.
Душа радуется от того, что калмыки, несмотря на огромные потери, сохранили веру в буддизм. Главное теперь — не только слепое повиновение религии и строительство хурула, а очищение души и служение народу.
Нам всем сегодня не хватает доброты. А человек должен быть таким с начала своего рождения. Мир сложен и противоречив. Быстрые темпы экономического развития и технического прогресса зачастую разрушают природу, губительно действуют на сознание человека. Что останется потом? — этот вопрос должен волновать каждого из нас.
Все люди равны, независимо от национальности и вероисповедания. Разница лишь в той мере испытаний, выпавших на долю человека, народа, человечества. Чистая душа и добрые деяния всегда вас приведут к счастью”.
… Когда-то Н. Рерих в одном из своих повествований “Древние источники” задался вопросом: «В чем истина веков — в законах и приказах или в пословицах и сказках? Во первых — воля напряжена, а во вторых — чеканка мудрости”. Проповеди Его Святейшества Далай-ламы нам еще раз показали, все, что накоплено человечеством, его опыт и мудрость никогда “не бывают разрушительными, не несут зла. Так пусть же навсегда останется зародившееся в нас стремление к познанию своей веры, культуры, к полезному и благородному труду! Пусть во всем мы избавимся от лишних слов и формальностей, и все от мала до велика будем жить и работать не за страх, а за радость!
Г. Тарлина,
Элистинские новости,
1991, 3 августа, № 31.