Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

10-05-2010, 20:40  |  Напечатать

Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

Сентябрь 1992 года

Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во вре­мя предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кро­ме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково.

Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

«Каждый должен быть учителем самому себе»


С пресс-конференции Далай-ламы

Как мы уже сообщали, в последний день визита Далай-ламы в Калмыкию, 18 сентября, состоялась пресс-конференция Его Святейшества с журналис­тами республиканских средств массовой инфор­мации. Мы обещали чита­телям рассказать о ней более подробно и представ­ляем сегодня их вниманию наш отчет.

Вел пресс-конференцию председатель Союза жур­налистов Калмыкии В.Х.Эрендженов. Он же задал первый вопрос.

—Ваше Святейшество, каковы ваши впечатления о нынешнем визите, встре­чах с народом?

—Насколько я могу судить, люди получили больше религиозных свобод и довольны этим. Подтверж­дением может служить то, что, несмотря на экономи­ческие трудности, они стро­ят хурулы.

Я заметил также при по­сещении районом, что в буд­дийских общинах большин­ство составляют женщины. Выходит, основную ответ­ственность за передачу ду­ховного наследия следую­щим поколениям у вас несут женщины…

— В Калмыкии назрела необходимость создания центра тибетской медици­ны. Можно ли надеяться на помощь в этом деле Далай-ламы? Почему нет международ­ного центра буддизма? (Я.С.Джамбинов, ветеран, член СЖ).

— Один из тибетских вра­чей скоро приедет в Элисту — здесь сложностей нет. Oотсутствие же международно­го центра буддизма можно, наверное, объяснить тем, что в большинстве стран, насе­ление которых исповедует буддизм, буддийские общи­ны заняты прежде всего своими внутренними про­блемами…

— В республики бывше­го Союза нахлынули нынче миссионеры—представите­ли различных религий и конфессий. В прежде ате­истических советских рес­публиках они стремятся заполнить образовавшийся вакуум, привлечь внима­ние людей и по возможнос­ти обратить их в свою веру. Каково ваше отношение к этому явлению? (”Элистин­ские новости”).

— Смена религии для че­ловека—очень сложный и бо­лезненный процесс. Если, к примеру, это христианин, то ему надо преодолеть семей­ные традиции. Возникают внутренние психологические проблемы. Поэтому мое мис­сионерство заключается в том, чтобы дать человеку от имени религии, но не стре­миться обратить его в свою веру.

— Известно, что главы му­сульманских государств, президенты дают при вступлении на престол клятву на Коране. Есть ли практика клятвы верой у глав буддийских госу­дарств? Может ли быть нечто подобное у нас? (Радио Калмыкии).

— Каждый, кто становит­ся буддистом, дает обеща­ние признавать три драго­ценности Будды, то есть обещает быть хорошим че­ловеком. Что касается клят­вы президента, то он это делает в соответствии с тем, к какой религии принадле­жит. Если президент неве­рующий, то, естественно, он и не должен давать клятву верой. У вас этот обряд может быть таким, как вы захотите. Тут я не могу со­ветовать.

— Религиозные учения представляются нам сво­дом канонов и догм. Почему же пробудился нынче во всем мире интерес к буддизму? В чем его диа­лектика? (”Известия Кал­мыкии”).

— Для буддийского уче­ния вообще, в частности, для махаяны, свойственно опи­раться не на слова, а на их сущность, не на временное их значение, а на абсолют­ное. Будда учит ничего не принимать на веру, а позна­вать все на собственном опыте. Для постижения буддизма большое значение имеет анализ. Все происхо­дящее — относительно, абсолютных истин не существу­ет.

Буддийский подход чрез­вычайно гибок, если и есть в этом учении догмы, то они минимальны, поэтому оно постоянно развивается.

— Одна из заповедей буддийского учения гласит: от­казаться от себя самого. Этот тезис у нас, ориенти­рующихся на европейскую систему ценностей, в кото­рой индивидуальное пре­валирует над обществен­ным, вызывает замешатель­ство. Если отказаться от себя самого, то, что же в человеке останется чело­веческого? (Калмыцкое телевидение)

— Конечно, ничего не ос­танется. Некоторые дума­ют, что в этом и состоит нирвана. Но на самом деле буддизм, махаяна — необы­чайно индивидуалистическая религия. Будда учил: вы должны быть своими собст­венными учителями. Поэто­му, исповедуя буддизм, за­нимаясь религиозной прак­тикой, человек с самого на­чала и до конца сохраняет свою индивидуальность.

Что касается желаний, чувства “эго”, то желания могут быть двух видов. Если мы хотим учиться, достичь состояния Будды и т.д. — это положительное желание. Но бывают и отрицательные желания, чувства “я”. К. примеру, когда мы смотрим на других сверху вниз. С другой стороны, невозможно принимать на себя ответственность за других, не имея чувства “я”. Оно в данном случае положитель­ное. Даже гнев может иметь положительное значение. Абсолютно отрицательное чувство — это ненависть.

— Ваши проповеди, к со­жалению, не переводились на калмыцкий язык. Поэ­тому людям старшего по­коления не все было по­нятно. У людей же, как вы за­метили, есть большое же­лание возродить религию. Но у нас не хватает свя­щеннослужителей. Видимо, необходимо открыть в Калмыкии духовное учи­лище? (Калмыцкое телеви­дение).

— Я уже упоминал о том, что чувствовал себя неудоб­но оттого, что перевод был только на русский язык, Надеюсь, что в следующий раз вы найдете переводчика со знанием тибетского и кал­мыцкого, которому была бы знакома буддийская тер­минология.

Что касается подготовки священнослужителей, то с вашим руководством есть на этот счет договоренность: в Тибетский центр в Индии поедут на учебу десять мо­нахов и пять мальчиков. Обучение продлится 10-15 лет. Накануне визита в Рос­сию я спрашивал настояте­ля одного из дацанов, сколь­ко человек из монголо-язычных республик они смо­гут принять? Он ответил, что около ста… Мы подгото­вили двух учителей, кото­рые в скором времени соби­раются сюда выехать.

В нынешний визит, как вы, наверное, знаете, я да­ровал посвящение в монахи нескольким юношам. На них сейчас будут смотреть все буддисты. Поэтому они должны быть особенно внимательны к своему по­ведению. Хотелось бы на­помнить и о том, что цент­рами обучения, а не только молельными домами, могут стать ваши храмы. Основам буддизма можно также обу­чать в общеобразовательных школах.

Я доволен тем, что в Кал­мыкии создано общество друзей Тибета, начат вы­пуск журнала культурно-ре­лигиозного направления. Это очень хорошие шаги.

— Можно ли хотя бы кратко переводить на кал­мыцкий тексты молитв? (”Хальмг унн”).

— Конечно, можно. Уче­ние Будды пришло к нам из Индии, все тексты были на санскрите. Мы их перевели на тибетский и теперь про­износим молитвы на своем языке, кроме специальных выражений—мантр.

— Ваши впечатления от встречи со студентами и какими будут ваши поже­лания молодежи? (”Моло­дежь Калмыкии”).

—Я ожидал больше во­просов, поэтому мне трудно судить о том, что волнует молодежь. Но я видел на лицах энтузиазм, и общее впечатление от встречи в КГУ положительное.

Обычно при встречах с молодежью я говорю, что познания не должны отры­ваться от самой личности познающего. Только целос­тное развитие личности даст возможность проявиться знаниям.

У молодежи много энер­гии, но не хватает терпе­ния. Молодые должны по­нимать: они — основная сила будущего, поэтому на их плечи ложится колоссаль­ная ответственность.

И еще: осознание своей национальной принадлеж­ности лежит через пости­жение национальной куль­туры. Основа же, стержень культуры калмыцкого наро­да — буддийская религия. Поэтому требуется ее поз­нание.

Как мне говорили, большой проблемой у вас явля­ется алкоголь, будут ею, возможно, наркотики. И то, и другое ведут к саморазру­шению личности.

— Не так давно в нашем хуруле несколько священ­нослужителей посредством голодовки добивались вы­полнения своих требований. Каково ваше отношение к подобным мерам воздейст­вия? (”Элистинские новос­ти”).

— Тибетцы тоже устраи­вают голодовки. Эти спосо­бы борьбы—голодовка и гражданское неповинове­ние — придуманы не нами, а еще Махатмой Ганди. О том же, что произошло в вашем хуруле, я плохо информи­рован.

В прошлом, случалось, во имя религии совершались не совсем достойные вещи. Но вообще должен сказать, что важно не количество мо­нахов, а их качество. Если они устраивают скандалы, то тем вредят не только себе, но и учению Будды. Нужны строжайшие правила, кото­рым монахам необходимо следовать—особенно из ныне посвященных — с само­го начала.

Монахи не должны быть перегружены работой — в этом им могут помочь миряне, взяв на себя боль­шую часть работ. Монахам не положено иметь личную собственность, кроме 13 вещей одежды. У меня, к примеру, есть только то, что на мне и запасная одежда. Есть вот, правда, часы. Но отношение даже к этим ве­щам должно быть не как к лично своему, а как к обще­му, общинному. В против­ном случае будут нарушены заповеди.

Деньгам, жертвуемым храму, нужно вести точный счет, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что они тратятся не по назначе­нию.

Монахи не должны жениться, иначе наступит разложение буддизма. Монах не может быть од­новременно мирянином. Есть миряне и есть монахи. Если кто из ныне обращен­ных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря.

Не исключено, что в бу­дущем миряне построят свой храм. Есть храмы, при кото­рых верующие живут семьями – в таких случаях нару­шений заповедей нет.

В завершение пресс-конференции Его Святей­шество заметил; поскольку большинство верующих в Калмыкии, по его мнению, женщины, то надо, видимо, открывать здесь женский мо­настырь. И, естественно, изгнать из него всех муж­чин.

Закончилась встреча с журналистами фотографи­рованием на память.

* * *

В газетном отчете, кото­рый мы даем в кратком изложении, не представля­ется возможным рассказать обо всех вопросах и отве­тах, прозвучавших на пресс-конференции. Запись ее будет транслироваться по местному телевидению.

Н. Куменова,
«Известия Калмыкии»,
26 сентября, 1992 года
Просмотров: 6795  |  Тэги: калмыкия, встречи
 

Расписание встреч

2017.11.04 Индия, Дхарамсала
4 ноября 2017 г.
Участие в конференции «Наука, религия и мир во всем мире». Первая половина дня. Организатор: Институт Бхактиведанты (г. Карнал). Место проведения: Government College.
2018.01.05 Индия, Бодхгая, штат Бихар
5–7 января 2018 г.
Трехдневные учения по «Сутре поворота Колеса Учения» (чокьи кхорло корве до) и «Сутре о зависимом происхождении» (тендрел чи до) по просьбе индийских буддистов. Первая половина дня.
2018.01.14 Индия, Бодхгая, штат Бихар
14–16 января 2018 г.
Трехдневные учения по сочинению Нагарджуны «Комментарий по бодхичитте» (джангчуп семдрел) и произведению Гьялсэ Тхокме Сангпо «37 практик бодхисаттвы» (лаклен содунма). Первая половина дня.

Сохраним Тибет!

В Музее Востока состоится лекция «Тибетская книга мёртвых» из цикла «Культура и искусство Тибета и Центральной Азии»
24 октября Музей Востока в Москве приглашает на лекцию «Тибетская книга мёртвых» из цикла «Культура и искусство Тибета и Центральной Азии». На протяжении всей своей истории человечество говорило о ...

Далай-лама посетил штат Манипур
Как буддийский монах я верю, что все основные религиозные традиции мира помогают людям обрести внутренний покой и мир. Они опираются на непохожие воззрения и методы, но каждая из них в силах ...

«Практика Круга времени – Калачакра». Новая книга изд-ва «Нартанг» А. Терентьева
Подготовленное издание представляет продолжение и завершение публикации комментариев учителя, переданных в России по практике Калачакры – Круга времени. Книга включает сокращенный метод осуществления ...

Основные разделы сайта