В буддизме качество важнее количества
2-04-2010, 20:07 | Напечатать
27 марта 2006 г. по завершении учений в рамках молитвенного фестиваля Монлам Его Святейшество Далай-лама обратился к большому собранию тибетцев, проживающих в Тибете. С большим энтузиазмом он обсуждал многие вопросы. В частности, он говорил о том, что в вопросах духовного образования, дарования учений и духовной практики тибетцам необходимо в первую очередь обращать внимание на качество. Мы приводим резюме этого обращения:
Большинство из нас, тибетцев, не могут похвастаться высоким уровнем знаний. Но при этом наше сообщество, состоящее из 6 миллионов человек, питает подлинную веру в буддийское Учение, удивительную по своей глубине.
Буддизм, мудрое и глубокое учение, получил широкое распространение, передавался из поколения в поколение и так достиг расцвета. Сегодня Страна снегов, Тибет, остается практически единственным местом на земле, где можно сохранить буддийское Учение во всей его полноте, включая Махаяну, Хинаяну и Тантру. Кроме того, мы имеем возможность сохранить и распространить духовное наследие великого университета Наланда без малейшего налета примесей.
В Тибете по сей день существуют глубокие традиции и тщательно разработанная программа [монастырского] обучения, которые необходимы для всестороннего сохранения и распространения буддийских учений и практик. На протяжении тысячелетия целый народ Страны снегов хранил Учение Будды, передавая его из поколения в поколения, защищал его и распространял. Тема не менее, очевидно, что у основной массы населения уровень знаний чрезвычайно низок.
Сегодня в монастырях Тибета основное внимание должно быть уделено не количеству монахов и монахинь, но высокому качеству их обучения и строгому соблюдению дисциплины. Если же качество обучения, практики и дисциплины оказывается слишком низким, то все разговоры [о монашестве] перестают иметь всякий смысл. Огромное число монахов и монахинь ― это лишь количественные показатели, от которых нет никакой пользы. Высокое качество ― вот что имеет определяющее значение.
Я наблюдаю порой, как тибетское сообщество ценой больших усилий стремится увеличить число монахов и монахинь. Я не вижу в этом особой необходимости. Говоря начистоту, мы так часто выступаем с протестами, [привлекая внимание общественности к тому], что тибетцы становятся меньшинством в собственной стране. Речь идет о реальной угрозе, и в этом вопросе международное сообщество оказывает нам значительную поддержку. Однако перед лицом этой большой опасности мы подчас сами способствуем сокращению численности населения, увеличивая число монахов и монахинь так, что их становится слишком много. При и без того малой численности тибетского народа дальнейший рост числа монахов и монахинь, несомненно, приведет к существенному сокращению численности нашего населения.
Нам также необходимо думать о положении дел в таких местах, как Ладак. Я считаю большой ошибкой, явившейся результатом крайней недальновидности, то, что в монастырях (как в Тибете, так и за его пределами) в настоящее время слишком форсируют рост числа монахов и монахинь и при этом не уделяют внимания их обучению и дисциплине.
Мы должны обращать внимание на все аспекты сложившейся на сегодняшний день ситуации, а иначе наше время нельзя будет назвать эпохой прогресса. В своих размышлениях мы должны заглядывать вперед, мысленно возвращаться назад, смотреть вправо и влево. Мы живем в такое время, когда мы больше не можем принимать решения, основываясь исключительно на том, что мы видим прямо перед собой.
В любом случае, крайне важно поддерживать высокий уровень качества подготовки и дисциплины монахов и монахинь, и это гораздо важнее их числа. Как я говорил во время учений по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватра» (Путь Бодхисаттвы), недостаточно просто познакомиться с текстами по сутре и тантре. Если мы будем довольствоваться исполнением ритуалов ― боем барабанов, цимбал и танцами Чам, думая, что это и есть религиозная практика, но при этом не сможем объяснить, что такое Три Драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха), то велика опасность, что от наших ритуалов будет лишь призрачная польза. Следует проявлять большую осторожность в этом вопросе. Буддизм не сводится к одному лишь бою барабанов и цимбал. Подобные ритуалы никоим образом не смогут усилить нашу преданность [Трем Драгоценностям]. Существует опасность того, что у исполняемых нами ритуалов не окажется твердой основы.
Таким образом, очень важно не потерять свои корни. В тибетском сообществе повсюду можно видеть множество примеров того, как люди теряют корни и цепляются за ветви. Благородная традиция изучения тибетской буддийской философии, сохранившаяся со времен наших предков, в первую очередь должна поддерживаться нашими монастырями.
Исходя из этого, монахам и монахиням в монастырях следует заботиться о высоком качестве обучения и подготовки, равно как и о дисциплине, и при этом они должны сохранять веру в Учение и приверженность практике. Каждый должен прилагать усилия, чтобы привести к прогрессу широкие слои общества, дав ему современные знания, и тем самым способствовать более глубокому пониманию буддизма, чтобы в людях росла приверженность Учению Будды. Это один из важных моментов, на который я регулярно обращаю внимание.
В течение многих десятилетий в Китае ― особенно во времена Культурной революции, когда уничтожались «Четыре пережитка» (старые обычаи, старая культура, старые привычки, старые идеи), ― религия и культура повсеместно подвергались гонениям. Но человеческая природа такова, что ей нужен источник веры и надежды, и потому, как мы видим, [в Китае сегодня] значительно выросло число последователей христианской веры. Увеличилось и число людей, практикующих буддизм. В последнее время особенно много людей стали проявлять интерес к тибетскому буддизму. За два минувших десятилетия многие китайцы обратили свое внимание на тибетский буддизм и теперь получают учения от тибетских лам, геше и т.д. Их число сейчас неуклонно растет.
Пример тому ― центр, который основал Кхен Ринпоче Джигме Пунцог. Среди его учеников было множество этнических китайцев. К тому же, он сумел превратить свой центр в процветающую академию. Правда, в последнее время деятельность центра пришла в упадок и, к великому сожалению, скончался и сам выдающийся настоятель. Весьма прискорбное развитие событий. Но, если говорить в целом, то многие этнические китайцы проявляют интерес к тибетскому буддизму и становятся его последователями; они также получают учения от тибетских лам, геше и т.д. Я расцениваю это как весьма позитивную тенденцию.
Ламы и геше Тибета, другие учители и распространители Учения Будды в наши дни должны всегда помнить об одном очень важном моменте: будет серьезной ошибкой распространять и даровать буддийские учения с целью извлечения денежной или материальной выгоды или ради жизни в роскоши. Кроме того, если посмотреть на это с точки зрения накопления благой и неблагой кармы, то такая деятельность будет торговлей религией. Практикующие не должны так поступать. Все люди, причастные к распространению Учения Будды, должны проявлять большую осторожность в данном вопросе. Порой, когда верующие, совершают подношения ламам или духовным учителям и выражают им знаки почтения, то те преисполняются чувства собственной значимости, и их эго раздувается. В этом нет ничего хорошего.
Дром Тонпа говорил: «Даже если все оказывают тебе высочайшие почести, лучше держать себя в смирении». Никогда не забывайте об этом. Что до меня, то я всегда помню об этом. Всякий раз, когда люди выказывают мне свое почтение, обращаясь ко мне со словами «Ваше Святейшество», я всегда усмиряю себя, напоминая себе эти строки:
Куда бы я бы ни направлялся,
С кем бы ни встречался
И какой бы ни была моя цель,
Да буду я считать себя нижайшим из всех,
Да смогу я со всей искренностью
Привести других к высочайшему [Просветлению].
Я поступаю так всегда, никогда не позволяя себе ослаблять усилия. И вы должны действовать так же.
Если говорить о печальной стороне нынешнего развития событий, то во многих странах, таких как Тайвань, Америка, европейские государства, Россия и Монголия в последнее время наблюдаются случаи, когда лже-ламы и лже-наставники из Тибета совершают поступки, несовместимые с религией. Так же и из Китая приходят сообщения о лже-учителях, прибывших из Тибета. Это настоящая трагедия.
Мы видим, что талантливые и способные наставники смиренно остаются в тени, в то время как лже-учителя, лишенные всякого стыда и полные алчности, говорят откровенную ложь, нагло надевают на себя маску религиозности, совершая поступки, несовместимые с религией, и, таким образом, наносят огромный вред репутации буддийской веры.
В свете этого каждый из нас должен старательно развивать в себе приверженность [высоким идеалам]. Особенно важно, чтобы одаренные духовные наставники брали на себя ответственность за служение религии и человечеству.
Перевод Дели Лиджи-Гаряевой
Большинство из нас, тибетцев, не могут похвастаться высоким уровнем знаний. Но при этом наше сообщество, состоящее из 6 миллионов человек, питает подлинную веру в буддийское Учение, удивительную по своей глубине.
Буддизм, мудрое и глубокое учение, получил широкое распространение, передавался из поколения в поколение и так достиг расцвета. Сегодня Страна снегов, Тибет, остается практически единственным местом на земле, где можно сохранить буддийское Учение во всей его полноте, включая Махаяну, Хинаяну и Тантру. Кроме того, мы имеем возможность сохранить и распространить духовное наследие великого университета Наланда без малейшего налета примесей.
В Тибете по сей день существуют глубокие традиции и тщательно разработанная программа [монастырского] обучения, которые необходимы для всестороннего сохранения и распространения буддийских учений и практик. На протяжении тысячелетия целый народ Страны снегов хранил Учение Будды, передавая его из поколения в поколения, защищал его и распространял. Тема не менее, очевидно, что у основной массы населения уровень знаний чрезвычайно низок.
Сегодня в монастырях Тибета основное внимание должно быть уделено не количеству монахов и монахинь, но высокому качеству их обучения и строгому соблюдению дисциплины. Если же качество обучения, практики и дисциплины оказывается слишком низким, то все разговоры [о монашестве] перестают иметь всякий смысл. Огромное число монахов и монахинь ― это лишь количественные показатели, от которых нет никакой пользы. Высокое качество ― вот что имеет определяющее значение.
Я наблюдаю порой, как тибетское сообщество ценой больших усилий стремится увеличить число монахов и монахинь. Я не вижу в этом особой необходимости. Говоря начистоту, мы так часто выступаем с протестами, [привлекая внимание общественности к тому], что тибетцы становятся меньшинством в собственной стране. Речь идет о реальной угрозе, и в этом вопросе международное сообщество оказывает нам значительную поддержку. Однако перед лицом этой большой опасности мы подчас сами способствуем сокращению численности населения, увеличивая число монахов и монахинь так, что их становится слишком много. При и без того малой численности тибетского народа дальнейший рост числа монахов и монахинь, несомненно, приведет к существенному сокращению численности нашего населения.
Нам также необходимо думать о положении дел в таких местах, как Ладак. Я считаю большой ошибкой, явившейся результатом крайней недальновидности, то, что в монастырях (как в Тибете, так и за его пределами) в настоящее время слишком форсируют рост числа монахов и монахинь и при этом не уделяют внимания их обучению и дисциплине.
Мы должны обращать внимание на все аспекты сложившейся на сегодняшний день ситуации, а иначе наше время нельзя будет назвать эпохой прогресса. В своих размышлениях мы должны заглядывать вперед, мысленно возвращаться назад, смотреть вправо и влево. Мы живем в такое время, когда мы больше не можем принимать решения, основываясь исключительно на том, что мы видим прямо перед собой.
В любом случае, крайне важно поддерживать высокий уровень качества подготовки и дисциплины монахов и монахинь, и это гораздо важнее их числа. Как я говорил во время учений по тексту Шантидевы «Бодхичарья-аватра» (Путь Бодхисаттвы), недостаточно просто познакомиться с текстами по сутре и тантре. Если мы будем довольствоваться исполнением ритуалов ― боем барабанов, цимбал и танцами Чам, думая, что это и есть религиозная практика, но при этом не сможем объяснить, что такое Три Драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха), то велика опасность, что от наших ритуалов будет лишь призрачная польза. Следует проявлять большую осторожность в этом вопросе. Буддизм не сводится к одному лишь бою барабанов и цимбал. Подобные ритуалы никоим образом не смогут усилить нашу преданность [Трем Драгоценностям]. Существует опасность того, что у исполняемых нами ритуалов не окажется твердой основы.
Таким образом, очень важно не потерять свои корни. В тибетском сообществе повсюду можно видеть множество примеров того, как люди теряют корни и цепляются за ветви. Благородная традиция изучения тибетской буддийской философии, сохранившаяся со времен наших предков, в первую очередь должна поддерживаться нашими монастырями.
Исходя из этого, монахам и монахиням в монастырях следует заботиться о высоком качестве обучения и подготовки, равно как и о дисциплине, и при этом они должны сохранять веру в Учение и приверженность практике. Каждый должен прилагать усилия, чтобы привести к прогрессу широкие слои общества, дав ему современные знания, и тем самым способствовать более глубокому пониманию буддизма, чтобы в людях росла приверженность Учению Будды. Это один из важных моментов, на который я регулярно обращаю внимание.
В течение многих десятилетий в Китае ― особенно во времена Культурной революции, когда уничтожались «Четыре пережитка» (старые обычаи, старая культура, старые привычки, старые идеи), ― религия и культура повсеместно подвергались гонениям. Но человеческая природа такова, что ей нужен источник веры и надежды, и потому, как мы видим, [в Китае сегодня] значительно выросло число последователей христианской веры. Увеличилось и число людей, практикующих буддизм. В последнее время особенно много людей стали проявлять интерес к тибетскому буддизму. За два минувших десятилетия многие китайцы обратили свое внимание на тибетский буддизм и теперь получают учения от тибетских лам, геше и т.д. Их число сейчас неуклонно растет.
Пример тому ― центр, который основал Кхен Ринпоче Джигме Пунцог. Среди его учеников было множество этнических китайцев. К тому же, он сумел превратить свой центр в процветающую академию. Правда, в последнее время деятельность центра пришла в упадок и, к великому сожалению, скончался и сам выдающийся настоятель. Весьма прискорбное развитие событий. Но, если говорить в целом, то многие этнические китайцы проявляют интерес к тибетскому буддизму и становятся его последователями; они также получают учения от тибетских лам, геше и т.д. Я расцениваю это как весьма позитивную тенденцию.
Ламы и геше Тибета, другие учители и распространители Учения Будды в наши дни должны всегда помнить об одном очень важном моменте: будет серьезной ошибкой распространять и даровать буддийские учения с целью извлечения денежной или материальной выгоды или ради жизни в роскоши. Кроме того, если посмотреть на это с точки зрения накопления благой и неблагой кармы, то такая деятельность будет торговлей религией. Практикующие не должны так поступать. Все люди, причастные к распространению Учения Будды, должны проявлять большую осторожность в данном вопросе. Порой, когда верующие, совершают подношения ламам или духовным учителям и выражают им знаки почтения, то те преисполняются чувства собственной значимости, и их эго раздувается. В этом нет ничего хорошего.
Дром Тонпа говорил: «Даже если все оказывают тебе высочайшие почести, лучше держать себя в смирении». Никогда не забывайте об этом. Что до меня, то я всегда помню об этом. Всякий раз, когда люди выказывают мне свое почтение, обращаясь ко мне со словами «Ваше Святейшество», я всегда усмиряю себя, напоминая себе эти строки:
Куда бы я бы ни направлялся,
С кем бы ни встречался
И какой бы ни была моя цель,
Да буду я считать себя нижайшим из всех,
Да смогу я со всей искренностью
Привести других к высочайшему [Просветлению].
Я поступаю так всегда, никогда не позволяя себе ослаблять усилия. И вы должны действовать так же.
Если говорить о печальной стороне нынешнего развития событий, то во многих странах, таких как Тайвань, Америка, европейские государства, Россия и Монголия в последнее время наблюдаются случаи, когда лже-ламы и лже-наставники из Тибета совершают поступки, несовместимые с религией. Так же и из Китая приходят сообщения о лже-учителях, прибывших из Тибета. Это настоящая трагедия.
Мы видим, что талантливые и способные наставники смиренно остаются в тени, в то время как лже-учителя, лишенные всякого стыда и полные алчности, говорят откровенную ложь, нагло надевают на себя маску религиозности, совершая поступки, несовместимые с религией, и, таким образом, наносят огромный вред репутации буддийской веры.
В свете этого каждый из нас должен старательно развивать в себе приверженность [высоким идеалам]. Особенно важно, чтобы одаренные духовные наставники брали на себя ответственность за служение религии и человечеству.
Перевод Дели Лиджи-Гаряевой
Похожие новости: