Роберт Турман. Далай-лама и культ Долгьяла (Шугдена)

5-09-2014, 13:13  |  Напечатать

«Хаффингтон Пост», 5 марта 2014 г.

С 1997 года сторонники культа духа Долгьяла-Шугдена ведут себя все агрессивнее. Тогда, как выяснила в ходе тщательного расследования индийская полиция, переодетые монахами злоумышленники проникли в Дхарамсалу из Китая и убили досточтимого Лобсанга Гьяцо, уважаемого наставника из близкого окружения Далай-ламы, и его двух юных учеников. Несмотря на имевшиеся доказательства вины, преступников не смогли привлечь к ответственности, поскольку им удалось бежать обратно в Тибет и Китай. А тем временем последователи культа продолжили свою кампанию по заказу и при значительном финансировании со стороны Единого фронта Китайской народной республики, ведомства, занимающегося вопросами отношений с «национальными меньшинствами» Китая. Поддерживаемые Единым фронтом, они тщетно пытаются не только внести раскол в отношения между тибетцами и их любимым духовным лидером Далай-ламой, но и обратить международное общественное мнение против знаменитого лауреата Нобелевской премии мира и наследника идей Ганди. Их цель – подорвать ненасильственную кампанию за «правду и справедливость», которую Далай-лама ведет вот уже пятьдесят лет во имя освобождения шести миллионов тибетцев, чтобы они могли быть самими собой в особом автономном районе, как это гарантирует национальным меньшинствам китайская конституция (правда, пока только на бумаге).

Атаки последователей культа и Единого фронта тщетны, поскольку их заявления очень легко опровергнуть.

1) Далай-лама не налагал «запрет» на поклонение избранному ими божеству, поскольку не обладает правом «запрещать» последователям тибетского буддизма выполнять те или иные практики. В тибетском буддизме не существует процедур «запрета» или «отлучения от церкви».

Несмотря на то, что последователи культа – буддисты и должны бы стремиться подражать Будде, они вольны поклоняться своему «божеству-защитнику», которого называют Дордже Шугденом. В юности Далай-лама и сам почитал его как малого мирского духа или ангела, пока не изучил историю его культа и не сделал вывод, что он вовсе не защитник, а просто зловредный «царь-дух», известный как Долгьял («царь-демон из Дола»). Придя к такому заключению в результате своих исторических изысканий, Далай-лама порекомендовал другим ламам своей школы прекратить отношения с этим духом, или, по крайней мере, держать их при себе, поскольку практики, связанные с Долгьялом, включают в себя осуждение более малочисленных школ тибетского буддизма и небуддийских религий. В конце 80-х, когда некоторые ламы и даже западные практикующие, новички в буддизме, стали пропагандировать этот культ, особенно в Англии, Далай-лама попросил их не посещать проводимые им посвящения и связанные с ними учения, поскольку они не прислушиваются к его советам, а значит, не должны принимать его в качестве учителя. Вслед за этим последователи культа перешли в наступление и стали заявлять, что на них будто бы «наложили запрет», «отлучили от церкви» и тому подобное, хотя в действительности Далай-лама лишь воспользовался своей свободой вероисповедания и отказался брать в ученики тех, кто не только не следует его совету, но еще и позволяет себе его осуждать!

2) Культ Долгьяла (Шугдена) – это поклонение мелкому ангелу или демону, которое никогда не было основным направлением в тибетском буддизме. Утверждение, что к данному культу принадлежат «четыре миллиона» человек не соответствует действительности.

3) Среди членов секты, кроме представителей крайне ортодоксального фундаменталистского крыла наиболее многочисленной школы гелуг, нет последователей ни одного из множества других направлений тибетского буддизма.

4) Далай-лама никогда никого не просил преследовать кого бы то ни было, и последователи культа Шугдена, которые не вмешиваются в чужие дела и не нападают на Далай-ламу, не испытывают давления со стороны других тибетцев. Те же, кто атакует Далай-ламу, позволяя себе употреблять в отношении него такие оскорбительные эпитеты, как «диктатор», «лжелама» и даже «демон» и «лжец», естественно, провоцируют подавляющее большинство тибетцев, которые боготворят своего духовного лидера. Сам Далай-лама никогда не одобрял ни провокаций, ни грубых ответных выпадов и твердо привержен ненасилию, как на словах, так и на деле.

5) Вся эта шумиха давно бы уже иссякла, если бы сторонники жесткой линии среди чиновников Единого фронта КНР, ведомства, занимающегося вопросами отношений с «национальными меньшинствами» в Китае, не видели в культе средство вбить клин между Далай-ламой и его народом, а также между ним и мировой общественностью. Поэтому они финансируют лидеров этого культа в Тибете, Монголии, Индии и на Западе и обеспечивают их средствами для проведения дорогостоящих пропагандистских кампаний. Свидетельства тому лежат на поверхности. Например, в интернете можно увидеть множество фотографий, на которых так называемое «перерождение Панчен-ламы», которого руководство коммунистической партии Китая назначило вместо пятилетнего мальчика, выбранного в соответствии с традицией комитетом его монастыря с одобрения Далай-ламы, а затем похищенного и спрятанного китайцами, сидит перед большим изображением Долгьяла (Шугдена) в знак демонстративного пренебрежения к Далай-ламе. Совершенно ясно, что последователи культа и Единый фронт КНР ставят перед собой четко сформулированную цель доказать миру, будто Далай-лама не такой уж хороший человек, как всем нам кажется, а напротив – плохой и даже «злонамеренный».

Верим ли мы в существование гневных ангелов и демонов или нет, очевидно, что в последние тридцать лет руководители секты Долгьяла (Шугдена) только и делали, что причиняли неприятности своим собственным последователям и вредили единству тибетского народа, как в изгнании, так и в Тибете. Они никому не принесли пользы, за исключением заблуждающихся чиновников в китайском правительстве, которые хотят уничтожить, вырвать с корнем буддийскую культуру Тибета, чтобы ассимилировать тибетцев, превратить их во второсортных китайцев и таким образом, разрушив национальную самобытность и даже жизни представителей тибетского «национального меньшинства», навеки закрепить свои притязания на обширные территории и природные ресурсы Тибетского нагорья. Но, как мы видим повсеместно – и знающие люди здесь, в Америке, где осталось еще немало американских индейцев, это подтвердят, – ход истории не остановить, людей не заставить отказаться от собственной самоидентичности, а истина и справедливость, пусть даже сожженные огнем геноцида, неминуемо восстают из пепла.

Прочитать о культе Долгьяла Шугдена можно в подробном исследовании известного профессионального журналиста Р. Бултрини «Далай-лама и царь-демон», опубликованной «Тибетским домом» в США. (R. Bultrini, The Dalai Lama and the King Demon, published by Tibet House US).
Просмотров: 2 801  |  Тэги: Шугден Долгьял
 

Расписание встреч

2018.09.04 Индия, Дхарамсала
4–7 сентября 2018 г.
Продолжение учений по Комментарию Буддапалиты к «Коренным строфам о срединности» [Нагарджуны] (дрел-па Буддапалита) по просьбе группы буддистов из Азии, в том числе из Индонезии, Кореи, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Вьетнама. Первая половина дня. Место проведения: главный тибетский храм.
2018.09.16 Нидерланды, Роттердам
16 сентября 2018 г.
Публичная лекция о важности сострадания в нашем беспокойном мире. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.
2018.09.17 Нидерланды, Роттердам
17 сентября 2018 г.
Учения по сочинению геше Лангри Тангпы «Восемь строф о преобразовании ума» (лоджонг цикгьема). Первая половина дня. Организатор: Stichting Bezoek Zijne Heiligheid Dalai Lama. Место проведения: конференц-центр Ahoy Rotterdam. Подробнее: www.dalailama2018.nl.

Сохраним Тибет!

Далай-лама выступил с первой лекцией в память о Юврадже Кришане
По словам Его Святейшества, счастье не нуждается в особых объяснениях. Все живые существа стремятся к радости. В первые годы после появления на свет наше выживание зависит от любви и заботы наших ...

Видео. Сергей Куваев. О «христианской» лексике в русских переводах буддийской литературы
Первая всероссийская научно-практическая конференция переводчиков буддийских текстов «К русскоязычному буддийскому канону» Мы продолжаем публикацию материалов Первой всероссийской научно-практической ...

Видео. Спектор И.Б. Тибетская община в Дели: автономное сообщество в современном мегаполисе
Международная конференция «Тибетология и буддология на стыке науки и религии» 30 и 31 октября 2018 г. в Институте востоковедения РАН в рамках празднования 200-летия Института прошла международная ...

Основные разделы сайта