Приезд Далай-ламы необходим для изменения духовной ситуации в Бурятии
31-05-2010, 21:58 | Напечатать
МИД России вновь отказал в пастырской поездке в нашу страну духовному учителю буддистов Далай-ламе.
Как сообщила «Новой Бурятии» председатель буддийской общины «Зеленая Тара», доктор философских наук Ирина Урбанаева, МИД России пренебрегает тем, что Далай-лама является главой духовной традиции в стране – буддизма.
– Даже в советское время чиновники не сомневались в том, что Далай-лама является духовным главой российских буддистов. Теперь же он стал для нас зарубежным партнером. Сергей Лавров не скрывает, что они делают это с оглядкой на Китай. Они навязывают общественному сознанию концепцию самостоятельности российского буддизма как «автокефальной церкви», – сообщила Ирина Урбанаева.
С 2000 года Далай-лама не является главой тибетского правительства в изгнании. Он официально отказался от борьбы за независимость Тибета. По словам Ирины Урбанаевой, похоже на то, что Китай просто ждет ухода Его Святейшества, чтобы самим назначить XV Далай-ламу. В 2007 году китайские власти приняли закон, согласно которому в будущем процесс духовной реинкарнации будет невозможен без получения физического одобрения со стороны официальных китайских властей. «Реинкарнация является исключительно внутрикитайским делом, на нее запрещается влиять всем лицам, находящимся за пределами КНР», – говорится в законе.
– Китай предпочитает не замечать, что Далай-лама отказался от идеи независимости Тибета, и обвиняет его в политических провокациях, требуя от лидеров других стран, чтобы они считались с китайской позицией. Из-за этого конфликта почему-то страдают российские буддисты, – сообщила Ирина Урбанаева.
По мнению большинства буддистов Бурятии, приезд Далай-ламы помог бы изменить к лучшему духовную ситуацию в республике.
– У нас высокий в мире уровень суицидов, особенно среди молодежи и пожилых людей. Это, а также многие другие признаки прямо говорят о катастрофической ситуации с общественным психическим здоровьем, и косвенно – о разрушении традиционной для народа Бурятии системы ценностей. Например, раньше у бурят не было случаев, когда пожилые люди оставались совсем одинокими, а детей сдавали в приют, – отметила председатель буддийской общины «Зеленая Тара». Разрушение старого социально-экономического уклада в лихие 90-е годы обернулось катастрофическими последствиями.
– На разваленном месте ничего нового не возникло. Если в городе есть хоть какая-то имитация экономического возрождения, то население в селах бедствует. Народ Бурятии по традиции очень терпеливый. Но даже этого бесконечного терпения не хватает, чтобы справиться с многолетними тяготами и постоянным стрессом Рекордное число самоубийств в Бурятии следует расценивать так, что народ Бурятии психологически поставлен на самый край. Поэтому приезд Его Святейшества так важен и нужен, – подчеркнула Ирина Урбанаева.
Буддистам России приходится самим добираться к Далай-ламе. Однако не все священнослужители могут позволить себе такую поездку. Поэтому для настоящего возрождения буддизма в Бурятии не хватает духовного фактора – реализованных мастеров Учения, держателей линии преемственности, носителей Дхармы. В отличие от христианства российский буддизм был полностью уничтожен в советское время. Поэтому сейчас он является продолжением традиций Тибета и Монголии. Но пока буддизм в России не достиг уровня духовной традиции в виде основы нравственности и образа жизни.
– В настоящее время пока возрождены внешние приметы буддизма, но не подлинная буддийская вера. Буддизм даже на уровне массового сознания не должен сводиться к одной лишь обрядности, к ритуальным призываниям благополучия, удачи и поклонения сахюусанам и сабдакам, – сообщила Ирина Урбанаева.
После своего приезда в 1992 году в Бурятию Далай-лама для возрождения основ буддизма послал группу тибетских лам. Один из этих учеников – Геше Джампа Тинлей – руководит общиной «Зеленая Тара», которая существует с 1996 года. В настоящее время община купила один гектар земли на Байкале для строительства второго медитационного центра. Первый центр построен в Курумканском районе.
– Мы хотим возродить практику медитации. Если не заниматься серьезно этой техникой, то откуда в будущем появиться таким ламам, как Даши Доржо Итигэлов. Ведь раньше в каждом буддийском селе существовали места для медитации иогинов, – сказала Ирина Урбанаева.
Елена Дамбинова
Новая Бурятия
Похожие новости: