«Мы видим дискриминацию»

2-10-2012, 19:07  |  Напечатать

Сергей Кузьмин, историк, автор книги «Скрытый Тибет», Андрей Терентьев, буддолог, главный редактор журнала «Буддизм в России»

В последнее время религиозная жизнь России ознаменовалась рядом событий, связанных с оскорблением религиозных чувств верующих: возмутительная выходка группы панк-женщин в храме Христа Спасителя в Москве, провокационный фильм «Невинность мусульман», в том числе в российском сегменте интернета и т. д. На фоне этих событий и их последствий, активно обсуждаемых российскими и зарубежными СМИ, остается в тени проблема другой традиционной конфессии РФ – буддийской. Тибетский буддизм школы Гэлуг исповедуют в России с давних времен: в Калмыкии – с XVII века, в Бурятии и Туве – с XVIII.

«Мы видим дискриминацию»
Визит Далай-ламы в Калмыкию 2004 год
Духовный лидер этой конфессии – Его Святейшество Далай-лама XIV. Получение от него наставлений и посвящений верующими, благословление священных построек и т. д. – важная часть религиозного культа российских буддистов. Ведь Далай-лама – величайший учитель, а важнейшее место в духовной практике северного (тибетского) буддизма занимает почитание духовного учителя – «ламы». По этой причине долгое время тибетский буддизм европейцы даже называли «ламаизмом». Но Далай-лама для буддистов не просто высший из Учителей. Как в христианстве Иисус Христос считается ипостасью Бога, так и Далай-лама в буддизме считается земным воплощением Будды сострадания – Авалокитешвары. Поэтому для верующих встреча с Далай-ламой подобна не встрече православного верующего с патриархом, а встрече с самим Иисусом Христом! Вы представляете, какие чувства испытывают сейчас российские буддисты, узнав об очередном отклонении МИДом РФ просьбы о разрешении Далай-ламе посетить Россию?

Далай-лама посещал Россию в 1979, 1982, 1986, 1991, 1992, 1994, 1996 и 2004 годах. Последний визит в 2004 году был лишь двухдневным посещением Элисты. С тех пор приехать ему не разрешают, хотя российские буддисты много раз обращались за разрешением в МИД РФ. Приходили стандартные ответы.

Например, в одном из них МИД РФ объяснял отказ необходимостью «учета внешнеполитического фона» и «всей совокупности российских интересов». Были ссылки на трагические события в Тибете в марте 2008 года, на попытки тибетских эмигрантов в разных странах помешать пекинской олимпиаде. Были ссылки на то, что посещение Далай-ламой России «было бы особенно болезненно воспринято Пекином в нынешнем юбилейном году нашей общей с Китаем победы во Второй мировой войне». Звучало все это странно: к событиям марта 2008 года привела политика пекинского руководства, а не Далай-ламы – который, кстати, многократно выступал за проведение олимпиады в Пекине. Наша победа в войне была общей никак не с КНР (КНР тогда еще не существовало), а с гоминьдановским Китаем. Гоминьдан сохранил свою власть на Тайване. Туда беспрепятственно пускают Далай-ламу.

В 2009 году министр иностранных дел С. В. Лавров заявил, что готов рассмотреть возможность пастырского визита Далай-ламы в Россию, и что для такого визита нет никаких препятствий – в будущем.

В этом будущем мы живем. И что мы видим? Все то же. Визу как не давали, так и не дают, хотя в 2012 году Далай-лама сложил с себя все политические функции. Теперь он уже не политический руководитель Центральной тибетской администрации (в эмиграции), а только духовный лидер буддизма, и политическое измерение целиком исчезло из его деятельности.

То есть даже юридически китайская сторона не имеет оснований высказывать претензии к Тензину Гьяцо – религиозному лидеру буддистов, лауреату Нобелевской премии мира, который официально отошел от политической деятельности. Однако 29 июня 2012 года заместитель директора 1-го департамента Азии МИД РФ М. Баранов на очередной запрос ответил, что заявление об уходе из политики пока не привело «к налаживанию конструктивного диалога Далай-ламы с китайскими властями, которые по-прежнему негативно реагируют на любые международные контакты буддистского духовного лидера», и перевод диалога Далай-ламы с руководством КНР в конструктивное русло позволит ему в будущем приехать в Россию. Но Далай-лама более не имеет полномочий вести переговоры с КНР – теперь эта ответственность лежит на премьер-министре Центральной тибетской администрации. Поэтому никаких диалогов – ни конструктивных, ни неконструктивных – больше просто нет. Похоже, ни Пекин, ни МИД РФ этого просто не осознают.

На молодежном форуме «Селигер-2012» Президент России В. В. Путин, по сообщению РИА «Новости», так ответил на вопрос о приглашении: «Для тех, кто не посвящен в тонкости этого вопроса, могу сказать, что этот вопрос связан с позиционированием в мире к Далай-ламе не как к религиозному деятелю, а как к политическому. Мы, конечно, понимаем наших людей, наших граждан, которые в Калмыкии живут и ждут приезда Далай-ламы. Будем работать в этом направлении».

И вот, в сентябре этого года департамент информации и печати МИД РФ заявил РИА «Новости», что Далай-лама не обращался в МИД за визой. Это правда, потому что для приглашения высокопоставленных лиц МИДом предусмотрена процедура предварительного согласования планируемого визита. А ответ МИДа на коллективное обращение централизованных буддийских организаций РФ с просьбой согласовать этот визит был отрицательным. Заместитель директора 1-го департамента Азии Г. Зиновьев лишь перефразировал слова М. Баранова и добавил, что, «как и ранее, китайские власти крайне негативно оценивают международную деятельность Далай-ламы, которая, по их мнению, наносит прямой ущерб суверенитету и территориальной целостности Китая... Искренне надеемся, что перевод диалога с руководством КНР в конструктивное русло позволит Его Святейшеству совершить пастырскую поездку в нашу страну в обозримом будущем».

Итак, все то же: пускать или нет Далай-ламу (кстати, не гражданина КНР) в Россию, определяют власти КНР, а власти РФ лишь послушно исполняют их решения. Переговоры представителей КНР и Далай-ламы за 50 лет действительно оказались безрезультатны, хотя тибетская сторона сделала важные уступки в своей позиции. Далай-лама уже давно отказался от требования восстановить независимость Тибета, более того, вообще отказался от политической власти, сделал и ряд других компромиссных шагов к решению тибетского вопроса. Но позиция китайской стороны никак не изменилась. Так что именно она не желает перевести диалог в конструктивное русло.

Переговоры предполагают взаимные компромиссы, а Пекин требует невозможного. Далай-лама, по его мнению, должен вести переговоры лишь о своем личном будущем, а не о тибетском вопросе. Он должен не только признать Тибет неотъемлемой частью КНР, но и признать, что Тибет с древних времен был частью Китая – т. е. солгать: согласиться на фальсификацию истории, что совершенно неприемлемо для любого буддийского верующего, тем более монаха, и, тем более, самого Далай-ламы. МИД РФ, похоже, и не пытается вникать в эти материи, а просто безоговорочно поддерживает Пекин.

Автора этой статьи пару лет назад посетил человек, представившийся сотрудником посольства КНР в Москве. Беседа была долгой. На вопрос о том, почему Далай-ламу не пускают в Россию – после долгих разговоров «вокруг да около», – он дал ответ, что это договоренность на высшем уровне.

А что Россия имеет от КНР? Низкокачественные китайские товары почти вытеснили из магазинов более хорошие товары других стран. Российское оружие, в изобилии проданное в КНР, там незаконно копируют. Китайская армия представляет угрозу для России. Выгода от сделок по поставкам углеводородов в КНР вызывает вопросы. Идея развивать Дальний Восток РФ с помощью КНР может привести к его потере. Ведь «для внутреннего потребления» в этой стране используется концепция «утраченных территорий» (то есть значительной части Сибири), что не менее важно, чем формальные соглашения на бумаге. В области политической КНР поддерживает Россию лишь там, где видит собственную выгоду. А в других случаях действует против России, как, например, в вопросе о признании независимости Абхазии и Южной Осетии или влиянии в Центральной Азии.

Из ответов МИД РФ видно, что постоянный отказ Далай-ламе в посещении российских буддистов определяется властями иностранного государства – КНР. Это смотрится примечательно на фоне принимаемого сейчас закона РФ об иностранных агентах... Интересы российских граждан приносятся в жертву интересам иностранцев. Патриотично ли это, даже если сограждан около 1 млн, а иностранцев – 1,3 млрд? Но самое главное: согласно российскому «Закону о свободе совести и религиозных объединениях», запрещается воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания. В данном же случае мы видим дискриминацию одной из традиционных конфессий России по религиозному принципу.

ВЗГЛЯД
Просмотров: 7170  |  Тэги: визит в Россию, Калмыкия, Бурятия, Тува
 

Расписание встреч

2017.04.01 Индия, Гувахати, штат Ассам
1 апреля 2017 г.
Публичная лекция «Гуманный подход к построению мира» в рамках завершающей программы празднования платинового юбилея газеты The Assam Tribune. Вторая половина дня. Место проведения: ITA Center for Performing Arts.
2017.04.02 Индия, Гувахати, штат Ассам
2 апреля 2017 г.
Публичная лекция «Древняя индийская мудрость в современном мире». Презентация автобиографического сочинения Далай-ламы «Моя страна и мой народ», переведенного на ассамский язык. Первая половина дня. Место проведения: Университет Гувахати.
2017.04.03 Индия, Дибругарх, штат Ассам
3 апреля 2017 г.
Лекция. Первая половина дня. Место проведения: Университет Дибругарха.

Сохраним Тибет!

2017.03.31
31 марта – 23 апреля. Москва. Занятия в рамках модуля «Особый Опыт Объединения» международной учебной программы «Открытие буддизма»

В Москве открыта регистрация на модуль «Особый Опыт Объединения» в рамках международной учебной программы «Открытие буддизма»
Московский центр ФПМТ «Ганден Тендар Линг» приглашает принять участие в модуле «Особый Опыт Объединения» в рамках международной учебной программы «Открытие буддизма». Образовательная программа, ...

2017.06.13
13–16 июня. Москва. Чокьи Ньима Ринпоче. Летние учения и пуджа нгаксо

Основные разделы сайта